Как выстроить доверительные отношения с ребенком?

Этим вопросом задаются многие родители, некоторые, к сожалению, уже ближе к подростковому возрасту. Ответ на этот вопрос есть и он очень конкретный. Его здорово иллюстрирует занимательный разговор на кухне у французского  психоаналитика, специализирующегося на детской психопатологии.

В одной из частных бесед Клод* рассказал следующий интересный случай... 


Ребенок моих друзей  помогал мне раскладывать арахис в маленькие пиалы, в это время он заметил :
-  Арахис  опасен  для детей. Его можно засунуть в рот и подавиться, а еще его можно засунуть в нос. А бабушка рассказывала мне, что   один мальчик засунул в нос абрикосовую косточку и у него там выросло целое дерево.
- Целое дерево? но как ?- спросил я.
- Косточка проросла через поры, это такие маленькие дырочки в коже, - убежденно утветил малыш. 
Позже я понял, что ребенок размышляет о вопросе зарождения жизни, он помещает зернышко туда, где оно может прорасти. Я осознал это, когда его мать, присутствовавшая на том же вечере, сказала, что они с мужем думают о втором ребенке. 

Этот случай наглядно демонстрирует, что дети, как правило, знают то, о чем в семье открыто не говорится. И вероятно, большинство из нас может вспомнить хотя бы один похожий "секрет" из своего детства. Это подтверждает и опыт психоаналитической работы со взрослыми клиентами. Например, одна молодая женщина, рассказывая о своем детстве, упомянула такой "секрет", после чего добавила: "Я всегда это знала, но родители вели себя так, будто ничего не происходит. И мне приходилось поддерживать эту непонятную мне игру. Меня это удивляло и одновременно очень злило ".

Разговаривайте с детьми. Объясняйте им важные моменты семейной жизни в доступной и соответствующей возрасту форме. И Вы посеете зерно доверия, взаимной поддержки и понимания в Вашей семье. Кроме этого, такие объяснения происходящего высвобождают большое количество детской энергии, она больше не расходуется на подавление/возрастание эмоций (напр. злости как защиты от страха и беспомощности)  и страха (неизвестность - это всегда страшно), а направляется на развитие и обучение. Иногда "секреты" бывают слишком тяжелыми и тогда такой разговор может случится в кабинете у психолога. В этом случае помощь психолога будет заключаться в "настройке" коммуникации между членами семьи, иногда бывает достаточно нескольких сессий, чтобы к родителям вернулась уверенность в себе, а  вялый и отстающий ребенок превратился в любопытного, полного жизни непоседу. 


*Клод Шодер - психоаналитик, профессор клинической психопатологии на кафедре психологии в Страсбургском Университете 

Привязка к тегам О детях